«На выборах должны работать только подготовленные специалисты»

Интервью с директором Института политических проектов и инициатив, политтехнологом, Титовым Игорем Борисовичем

Сегодня все больше политических деятелей убеждаются в необходимости  профессиональной подготовки организаторов избирательного процесса, от уровня которой зависят как общие результаты голосования, так и степень доверия граждан к избирательной системе в целом. О том, какие обучающие программы можно предложить членам избирательных комиссий и наблюдателям и как организовать такое обучение, мы беседуем с политтехнологом, директором Института политических проектов и инициатив Титовым Игорем Борисовичем. 

- Игорь Борисович, как возникла мысль о необходимости проведения обучающих курсов для членов избирательных кампаний и наблюдателей?

- Я работаю в политическом консультировании уже около 17 лет. Мои коллеги и ученики, которые окружали меня на протяжении этого времени, составили костяк формирования, которое называется Институт политических проектов и инициатив в рамках Университета профессиональной политики. Это специалисты в области избирательных кампаний, рекламы и PR, проведения массовых мероприятий и проч. Поскольку технологий изменения итогов голосования очень много, мы задумались над тем, как защитить итоги уже проведенных избирательных кампаний и не дать отобрать у себя победу на выборах. Проанализировав итоги различных избирательных кампаний в ряде регионов, мы приняли решение о создании большого профессионального проекта «Юридическая страховка выборов». По сути это проект, который подразумевает всестороннюю защиту итогов голосования, потому что кроме защиты юридической, неизбежно подключение административного ресурса, профессионального применения рекламных и PR-кампаний, всевозможных технологий и серьезной работы с общественным мнением. Мы хотим, чтобы люди, которые участвуют в выборах, четко осознавали, что если они не будут применять профессиональные методы работы, то их возможную победу у них украдут. И те деньги, время, здоровье, связи и прочие ресурсы, которые они вложили в проект, будут потрачены зря.

- Расскажите о Вашем курсе «Организация и проведение избирательных кампаний». На кого он рассчитан, каковы его цели?

- Структурно я разделил бы этот проект на три больших блока. Первый блок – управленческий и административный. Организаторы избирательных кампаний должны серьезно подходить к этапу подбора людей. Как говорится, кадры решают все. Нужно быть уверенным в компетентности тех, кто будет работать в избирательных комиссиях. Кроме того, под административным направлением мы пониманием целый комплекс мероприятий по эмоциональной подготовке людей. Член избирательной комиссии должен быть уверен, что за ним стоит серьезная, уважаемая политическая структура, он должен понимать, как вести себя в любой ситуации, и должен знать, что защищен законом.

Второй блок – образовательные процедуры. Мы предлагаем несколько видов работ: семинары-инструктажи, лекции, раздача большого количества методических материалов. Хочу обратить Ваше внимание на то, что мы разработали уникальные методические материалы, которых нет ни у одной современной российской партии. Когда человек подготовлен и, как говорится, вооружен, у него отпадает чувство страха. Мы подготовили такие материалы, которые содержат перечень ссылок на все необходимые законы. Помимо семинаров, мы проводим психологические тренинги, формирующие у человека чувство локтя и ощущение командного духа.

И третий блок – это непосредственно юридическая страховка выборов. Она подразумевает точную и тщательную проработку всего массива законодательства, от федерального до местного. И хотя у нас единая федерация, но субъектов очень много, и в каждом из них оказывается большое количество своих подзаконных актов, положений и инструкций, которые для местных чиновников становятся важнее федерального закона.

Важно, что мы готовим все возможные реакции на неправовое воздействие, прорабатываем все уровни избирательных комиссий в регионе, силовых, правоохранительных и административных структур. Также мы стараемся подготовить команду юристов, которая бы оказывала скорую юридическую помощь, чтобы член избирательной комиссии в случае возникшего нарушения мог вызвать специалистов, которые на месте оперативно помогли бы ему во всем разобраться. Замечу, что в каждую такую бригаду мы стараемся привлекать молодых юристов из местных вузов. Это дает большую кадровую подпитку партийным структурам, потому что люди, которые поработали на партию, увидели к себе профессиональное отношение и получили удовлетворение от своей работы, становятся хорошим кадровым ресурсом.

Мы забываем, что выборы заканчиваются не тогда, когда закрываются избирательные участки, а когда заканчивается последний суд. Но лучше дело до судов не доводить, а заранее создать мощную систему, с которой оппоненты не захотели бы связываться в судах. И если эти три направления выстраиваются заблаговременно, в полном объеме и профессионально, то мы можем быть уверены, что возможному некорректному подсчету голосов мы сможем профессионально противостоять.

- Какие ошибки и нарушения в ходе избирательных кампаний встречаются чаще всего?

- Первое – старомодное, легкомысленное и непрофессиональное отношение к избирательной кампании. Ошибочно убеждение в том, что если ты известный человек, то за тебя все проголосуют.

Второе – организаторы, которые проводят избирательные кампании, очень мало внимания уделяют подготовительному процессу, который состоит из планирования своих действий и затрачиваемых ресурсов. Под ресурсами подразумеваются не только финансы, но и время, связи, здоровье людей и т.д. Не стоит входить в реку, не умея плавать. Пока будущий кандидат не ответит себе четко на вопросы, зачем он участвует в избирательной кампании и готов ли он для своей цели подобрать соответствующие ресурсы, ему не стоит переходить к следующему этапу – к составлению стратегического плана кампании. Он должен четко представлять, на какое число голосов может рассчитывать и кто будет его избирателем.

Еще одна ошибка возникает тогда, когда наши кандидаты одновременно участвуют и в избирательной гонке, и занимаются управлением избирательной кампании. Руководитель избирательной кампании – это тяжелая и очень ответственная работа, а выполнять одновременно две работы профессионально и отвечая за результат невозможно.

- Как Вы планируете проводить обучение членов избирательных комиссий и наблюдателей в условиях нашей страны?  

- Существуют две формы общения – личная и неличная. Однако ничего более эффективного, чем личное общение, не бывает. Мы сами можем выезжать в административный центр субъекта федерации и там проводить обучение. Однако мы также хотели бы, чтобы те партийные функционеры, которых мы обучаем, вместо нас у себя на местах проводили бы обучение других участников избирательного процесса. Я думаю, что в условиях нашей страны это максимально возможный вариант. Нам важно, чтобы наши «учителя» обладали желанием, профессионализмом и знаниями, которые они могли бы передать остальным. Кроме того, не менее важна и репутация этого человека в его регионе. Он должен быть авторитетным человеком, иначе его не услышат и не поверят ему.

- Приведите примеры эффективности применения обучающего курса в ходе избирательных кампаний. 

- Например, в Самаре, на выборах мэра города мы подготовили таких наблюдателей, которые смогли выявить нарушения, подготовить по ним дела и передать их в суды. Я уверен, что без наших инструктажей и тренингов они бы этого не сделали. Другой пример – Санкт-Петербург, где удалось с помощью специальной работы наблюдателей вообще отменить выборы в одном из муниципальных образований. Третий пример – Петропавловск-Камчатский. После того, как мы провели там ряд обучающих процедур, за нашими материалами начали охотиться другие партии и платить за них большие деньги. Все это, безусловно, говорит об эффективности проведения специальных обучающих программ среди участников избирательного процесса.

 

Беседовала Гелия Филаткина