Закон «О политических партиях», новая редакция. Комментарий Маркова К.В.

О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ (федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ)

23 марта  2012 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации единогласно приняла  Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».

28 марта указанный закон будет одобрен, что не вызывает сомнений, Советом Федерации, а затем подписан Президентом России. В подписании Федерального закона Президентом так же сомневаться не приходится, поскольку именно он его и внес в Государственную Думу.

И так мы можем говорить об измененном Федеральном законе от 11.07.2001г. №95-ФЗ « О политических партиях», а изменения эти существенные.

Прежде всего, снижены требования к минимальной численности членов политической партии.

Теперь в политической партии должно состоять не менее 500 членов политической партии, а уставом политической партии могут устанавливаться требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях.

Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее, чем в половине субъектов Российской Федерации, т.е. не менее, чем в 42 субъектах РФ. Раньше политическая партия должна была иметь региональные отделения  более, чем в половине субъектов Российской Федерации, т.е. минимум в 43 субъектах РФ.

Замена ограничительной нормы «более чем в половине субъектов Российской Федерации» на «не менее чем в половине субъектов Российской Федерации» коснулась многих статей Федерального закона «О политических партиях».

Особое значение имеют изменения, внесенные в положения, регулирующие процедуры создания политической партии и ее государственной регистрации.

Федеральным законом в новой редакции установлено, что для правомочности учредительного съезда при создании политической партии, норма представительства делегатов из региональных отделений, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, составляет не менее двух делегатов вместо трех. Такие же нормы  установлены  для принятия решения о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

Новеллой Федерального закона «О политических партиях» является  понятие «приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения». В каких же случаях новая норма будет действовать?

Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена при наличии следующих оснований для отказа в государственной регистрации политической партии:

- положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;

- наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;

-  федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

Государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена в случае, если  территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

Вопросам приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения посвящены новые пункты: 51 статьи 15, пункты 11 и 21 статьи 20 Федерального закона «О политических партиях. В соответствии с требованиями  вновь введенного в Федеральный закон нового 51 статьи 15 федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение. В этом заключении должно быть указано следующее:

конкретные положения настоящего Федерального закона, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения;

исчерпывающий перечень несоответствий документов, представленных на государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам. При этом в каждом случае указывается, какому конкретному положению нормативного правового акта не соответствует представленный документ и в чем выражается это несоответствие.

Не устранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения

В новой редакции Федерального закона «О политических партиях» значительно увеличены сроки представления отчетной документации политических партий. Теперь политическая партия обязана один раз в три года не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в указанный отчетный период, а в федеральный уполномоченный орган – один раз в три года (ранее – ежегодно) информации о продолжении своей деятельности и копии сводного финансового отчета, представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Политические партии, за исключением политических партий, созданных после дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», а вступает он в силу со дня официального опубликования, не позднее 1 апреля 2013 года представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводные финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств в 2012 году.

Кроме того политическая партия и ее региональные отделения один  раз  в три года (ранее – ежегодно) представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

В целях контроля за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, уполномоченные органы теперь имеют право не чаще одного раза в три года (ранее одного раза в год) знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений.

Изменение сроков коснулось и вопроса избрания руководящих органов политической партии. В новой редакции Федерального закона предусмотрено, что  избрание руководящих органов политической партии и ее региональных отделений должно осуществляться не реже одного раза в пять лет (ранее четыре года).

Увеличился срок, позволяющей политической партии не участвовать в выборах в течение семи лет подряд, вместо пяти без угрозы быть ликвидированной.

Пока сложно говорить о том, какие последствия повлечет принятие Государственной Думой РФ 23 марта 2012г. Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».

Уже сейчас в средствах массовой информации можно услышать и прочесть, что  велика вероятность  создания партий, которые  реально не будут участвовать в выборах на различных уровнях, а только  будут обеспечивать корпоративные интересы или личные амбиции, что в свою очередь будет препятствовать развитию политической конкуренции и в целом политической системы России.

Но не стоит ориентироваться на пессимистические прогнозы. Жизнь расставит все на свои места, а не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Сейчас можно уверенно сказать только то, что сделан важный шаг на пути демократизации российского общества и  повышения его политической активности.

P.S. Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» подписан 02.04.2012 г. президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым и вступил в силу.