Подорвется ли на мине политик?

Интервью с преподавателем Университета Константином Владимировичем Марковым «Подорвется ли на мине политик?»

Законотворчество — одно из важнейших направлений государственной деятельности. О совершенстве принимаемых законов можно судить по тому, насколько часто и много вносится в каждый из них поправок (изменений). Почему у нас принимаются некачественные законы и как исправить положение дел в законотворчестве – об этом мы беседуем с Марковым Константином Владимировичем, кандидатом юридических наук, преподавателем Университета профессиональной политики.

- Константин Владимирович, курс «Основы законотворчества» действительно необходим слушателям Университета профессиональной политики?

- Политик любого уровня неизбежно сталкивается с подготовкой законов. Даже если он не участвует непосредственно в их создании, он, как минимум, дает им оценку: составляет замечания, вносит правки, пишет отзывы, высказывает свое мнение о законе в прессе и т.д. Это его святая обязанность, потому что закон – это инструмент, который регулирует жизнь людей. Чтобы делать это ответственно, политик должен хорошо знать механизмы создания закона. Вот почему, я уверен для слушателей Университета профессиональной политики необходим курс «Основы законотворчества».

- К чему приводит незнание технологий законотворческого процесса?

- К низкому качеству принимаемых правовых актов. В этой связи я бы хотел привести слова английского политика конца XVIII века Уильяма Гамильтона: «Существуют три причины несовершенства законов: недостаток власти (чтобы применить их), недостаток знаний (чтобы написать их) и недостаток уверенности у тех, кто их составляет». Если посмотреть статистику принимаемых законов в нашей стране, то в среднем в год в Государственную думу вносится 1100-1300 законопроектов. Так, например, в 2009 г. из всех внесенных проектов законами стали лишь 244. В двадцать Кодексов всего было внесено 969 поправок и изменений. Все это говорит о невысоком качестве законотворческого процесса в России. Кроме этого, при подготовке законопроектов зачастую возникает несоответствие между уровнем юридического акта и характером общественных отношений, которые он призван регулировать, несоблюдение юридической техники, плохо прорабатывается вопрос потребности в нормативном регулировании и т.д.

Нередко к низкому качеству принимаемых законов приводит и плохое знание Конституции РФ политическими деятелями. Конституция – это самый главный юридический регулятор и правовой контролер. Нередко у нас в политику приходят люди, которые с Конституцией незнакомы. А политик, не знающий Конституцию, — это сапер, вышедший на минное поле без миноискателя. Всем известны слова Суворова: «О воин, службою живущий, читай Устав на сон грядущий и утром, ото сна восстав, читай усиленно Устав!» То же самое можно сказать и о политике. Всем идущим во власть или уже занимающимся политикой необходимо знать Конституцию. Только в этом случае не будут приниматься недействующие законы и произноситься речи, которые вызывают у профессионалов смех, а у обычных людей недоумение.

- На кого рассчитан Ваш курс?

- Мы рассчитываем на то, что у наших слушателей уже есть высшее образование, может быть, не одно, они обладают широким кругозором и, что немаловажно, пониманием определенных жизненных аспектов. Наличие юридического образования в данном случае необязательно. Мы не собираемся обучать азам и отводить несколько занятий на объяснение нормы права. А попытаемся доходчивым языком объяснить, как протекает процесс законотворчества.

Этот курс начинают читать еще в ВУЗах, и проходит он, как правило, факультативно. Похожий курс я уже читал в ВУЗах. Могу сказать, что, прослушав его, около половины слушателей захотели заниматься законотворчеством. Во многом это происходит потому, что сам процесс законотворчества интересен и увлекателен и похож на написание диссертации. Вы изучаете, как регулировалась интересующая вас сфера раньше, что конкретно не действует сейчас и как это исправить. Своей работой вы рождаете новую форму регулирования тех или иных общественных отношений – выпускаете документ, который становится основополагающим в том или ином направлении.

- Как построен курс «Основы законотворчества»?

- Мы планируем изучить законодательный процесс и основы законотворческой деятельности, а также основные приемы и технику подготовки проектов законодательных актов. Мы рассмотрим все стадии нормотворческого процесса, а именно: выявление потребности в нормативном регулировании, подготовку проекта нормативного правового акта, экспертизу проекта правового акта и его принятие. Отдельно рассмотрим и язык закона, который, с одной стороны, отличается от обиходного, а с другой стороны, должен быть привязан к обычному человеку, который будет читать этот законодательный акт. Исключение составляют специальные законодательные акты, связанные с технологиями, различными техническими регламентами, которые рассчитаны на узкий круг лиц. Завершается курс тем, что мы предлагаем слушателям создать свой проект законодательного акта.

- Как обычно протекает законотворческий процесс?

- Чтобы приступить к созданию законопроекта, нужно понять, есть ли  потребность в правовом регулировании данной сферы? Разработчики законопроекта анализируют информацию социально-экономического, политического, культурного, правового и иного характера, определяют необходимость правового воздействия на те общественные отношения, регулирование которых либо зашло в тупик, либо вовсе отсутствует. Когда такая необходимость в правовом регулировании становится очевидной, начинается процесс подготовки правового акта.

Работа над текстом будущего законодательного акта, придание проекту соответствующей формы – достаточно сложная и ответственная часть законотворческой деятельности. Обычно этим занимается рабочая группа специалистов, экспертов, юристов.

Эффективной организационной формой совместной работы по подготовке проекта закона является сознание рабочей группы, особенно, когда речь идет о разработке важных, сложных или значительных по объему законодательных  актов. В состав такой группы желательно включить специалистов, компетентных в вопросах предмета, способа, содержания и формы правового регулирования общественных отношений и способных оценить последствия предлагаемых правовых решений.

После того, как текст законопроекта подготовлен и по нему получены соответствующие заключения, он может быть внесен в Государственную Думу субъектом законодательной инициативы для дальнейшего принятия.

Конституцией Российской Федерации определено, что право законодательной инициативы в Российской Федерации принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Так протекает идеальный законотворческий  процесс. Однако в реальности все бывает гораздо сложнее. Поэтому каждому политику в его профессиональной деятельности необходимо знать механизмы законотворческого процесса, которые помогут ему справляться с этими сложностями и создавать качественные нормативно-правовые акты.

Беседовала Гелия Филаткина