Один день из жизни Университета профессиональной политики

Университет профессиональной политики – явление в российской системе обучения не только новое (Университет начал свою работу только в феврале 2010 года), но и уникальное: аналогов этому центру, который специализируется на подготовке профессионалов в сфере политики, на сегодняшний день нет. Еще ни одно образовательное учреждение нашей страны не ставило перед собой столь амбициозной цели: подготовить все предпосылки для появления в России именно профессии – политик и формирования новой политической и общественной элиты, тех людей, которые и будут во много определять жизнь страны. 

Типичных не бывает
Сразу оговоримся: непросто (если вообще возможно!) в полной мере представить жизнь образовательного учреждения, описав только один день его жизни. Еще сложнее эта задача становится, когда речь идет о таком научном центре, как Университет: ни одно занятие здесь не похоже на другое, и вот почему. Лекции и семинары проводят очень не похожие друг на друга преподаватели, люди различных профессий, которых объединяет высочайший профессионализм и большой опыт в своем деле. У каждого – свой подход к семинарам, манера изложения материала, необычные практические задания. Поэтому занятие, речь о котором пойдет в этой статье, нельзя назвать типичным – типичных тут не бывает! – но во многом показательным.
Итак, 14 октября в рамках курса «Политический ликбез» Владимир Николаевич Верхоглазенко, специалист по бизнес- и политконсалтингу, провел занятие на тему «Организация работы предвыборного штаба». Тема в свете приближающихся выборов более чем животрепещущая – и слушатели, пришедшие на лекцию заранее, в ожидании преподавателя не скрывали своей заинтересованности.
– Больше часа из Зеленограда едем! – рассказывал Александр Викторович Венедиктов, председатель Совета местного отделения партии «Справедливая Россия». – И все равно просто летим сюда! Потому что полезно: то, что дают тут, можно сразу же на практике применить.

Студенты и преподаватели
Нельзя не сказать несколько слов о слушателях Университета. Его «студенты» — это люди, в большинстве своем, общественные и политические деятели, члены партий. Они приходят на занятия для того, чтобы восполнить какие-то пробелы в профессиональном образовании, перенять опыт коллег.
– Очень хорошо, что Университет приглашает вести занятия специалистов, которые «съели собаку» в своем деле. Поэтому они дают не голую теорию, а то, что важно для практической работы – делится своими соображениями руководитель секретариата Международного союза общественных объединений «Лидеры мирового сообщества» Денис Анатольевич Абакаров.
Впрочем, сказать, что у преподавателей Университета отсутствует мощная теоретическая база тоже нельзя. Верхоглазенко, рассказывая слушателям о работе предвыборного штаба, опирался на теорию, разработанную им самим и его коллегами. Преподаватель построил занятие таким образом, что сначала объяснял именно работу того или иного «механизма» в деятельности штаба, а затем рассматривал его функционирование на конкретных примерах. Форма занятия – скорее семинар, нежели лекция: преподаватель постоянно обращается к слушателям, задает вопросы, выслушивает предложения и живо реагирует на любую идею, связанную с темой занятия, будь то какая-то теоретическая зацепка или щекотливый вопрос о применении теории на практике, например, при использовании так называемого «черного пиара».
Диалогичность – одна из главных характеристик занятия. Неудивительно, что по истечении часа, отведенного на занятие, разговоры о политике не прекращаются, но принимают более неформальную, кулуарную форму. Участники занятия беседуют друг с другом, окружают преподавателя, чтобы уяснить для себя какие-то детали. Владимир Николаевич открыт для диалога: по лицу преподавателя видно, что он рад вопросам слушателей и их заинтересованности, неравнодушию к поднятой им проблеме. Согласился Владимир Николаевич и на небольшое интервью.

Чтобы не было дилетантов.
– Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, о курсе, который Вы будете читать на занятиях в Университете.
– Курс называется «Организация работы предвыборного штаба». Он направлен на то, чтобы дать участникам возможность попробовать самостоятельно построить логику работы предвыборного штаба и продумать те типовые ситуации, которые могут складываться.
– То есть на занятии будет не только теория, но и много практики?
– Да, курс будет проводиться в активных формах, участники распределятся по группам, будут высказывать свои идеи, а потом, после межгруппового обсуждения, проводится консультация, т.е. только после того, как участники сделают свою попытку, сами попробуют свои силы в решении предложенной сложной задачи.
– Какова основная цель Вашего курса?
– Основная цель – познакомить слушателей с логикой предвыборной кампании, раскрыв этапы и слои работы, показать основные направления деятельности предвыборного штаба.
– О чем, по Вашему мнению, свидетельствует сам факт появления такого феномена, как Университет Профессиональной Политики?
– Я думаю, что сейчас требуется квалифицированная подготовка людей, которые участвуют в политической деятельности, и появление университета способствует формированию более подготовленных кадров. То, что занятия начинают приобретать некую регулярную основу и появляются более протяженные курсы, внушает оптимизм и веру в то, что в политике скоро будет меньше дилетантов и больше — профессионалов своего дела. То есть, таких людей, которые будут хорошо понимать свою функцию, то, что от них требуется, и, в то же время, будут открыты для диалога, потому что в политике это умение очень важно..
– И какие тогда главные качества надо воспитывать в студентах университета?
– Во-первых, мы должны развивать концептуальное сознане, чтобы слушатели понимали сутьполитической деятельности, какую функцию она реализует в жизни страны, какую структуру имеет исполнительная, законодательная власть и так далее. Ну, и кроме того, политику-профессионалу необходимо умение работать в команде, потому что политика – это всегда командная работа. Очень важно развивать у будущих политиков и аналитические качества, без которых невозможно принимать необходимые в политике продуманные и взвешенные решения.

Дорогу осилит идущий
Занятие давно окончено, слушатели беседуют, делятся своими мыслями и предложениями. Например, Денис Абакаров считает, что время занятий нужно увеличивать:
– Если проводить занятие только один раз в неделю, то нужно его сделать двухчасовым. Обидно: только входишь в раж, хочется большего, даже думать начинаешь иначе! Материал дается такой, что он заполняет пустоты, которые неизбежно возникают после основного обучения: то, чему учат на курсах, связано с самыми различными сферами, и поэтому появляется гораздо более целостное понимание происходящего.
Итак, можно сказать, что работа Университета оставляет самые приятные эмоции у его студентов. И это несмотря на молодость учебного заведения, на сложность роли первопроходца в столь сложно деле, как обучение профессии политика. Что ж, дорогу осилит идущий, и нам остается лишь пожелать Университету дальнейших успехов и всестороннего развития.
Начало положено, остается двигаться к благородной цели формирования нового, профессионального политического общества на благо России.